Пагинация для пользователя это уже привычный функционал любого крупного (и не только) сайта, а вот в мире SEO всё с этим не просто. Правильная настройка пагинации способна предотвратить возникновение большого количества дублирующего контента и проблем с индексацией. Ответ на вопрос: “А как правильно?!”, кроется в том, какой метод выбрать. Но для начала стоит разобраться с термином и назначением.

Что такое пагинация

Пагинация — это разбиение одного большого раздела/подраздела на подстраницы с помощью нумерации. Используется в поисковых системах, интернет магазинах и прочих сайтах, где есть необходимость деления большого контента на несколько кусков. Обычно выглядит вот так:

Пагинация - 1.png

Преимущества пагинации:

  • Не перегружает “основную” страницу раздела/подраздела большим количеством контента.
  • Увеличивает скорость загрузки страниц.
  • Упрощает навигацию по сайту.

Общие рекомендации

Мы рекомендуем задействовать следующие правила, которые помогут избежать критических ошибок:

  1. /page-1/ как дубль основной страницы. Часто бывает так, что например, ссылка site.ru/catalog/books/page-1/ являться дублем ссылки site.ru/catalog/books/. Или при настройке атрибута canonical ссылки:
    • site.ru/catalog/books/page-2/
    • site.ru/catalog/books/page-3/
    • site.ru/catalog/books/page-N/

    Отсылают к site.ru/catalog/books/, но при этом может возникнуть ситуация, когда на самом деле ссылка будет вести на site.ru/catalog/books/page-1/. Для решения данной ошибки нужно настроить 301 редирект со страницы с параметром page-1 на основную страницу раздела/подраздела.

    Пагинация - 2.png

  2. Текст с основной страницы. Текст раздела с первой страницы нельзя размещать на страницах пагинации. Текст на них нужно не просто скрыть с помощью стилей (display:none) или тега noindex, его совсем не должно быть.

Основные методы

К выбору метода настройки нужно отнестись серьезно. Также стоит выбирать исходя из того, каким бюджетом вы располагайте. Основные стратегии:

  • Настроить атрибут canonical
  • Оставить для индексации поисковыми системами
  • Закрыть от индексации поисковыми системами
  • “Показать ещё” и AJAX технология

Настроить атрибут canonical

Реализацию этого метода на сайте рекомендует поисковая система Яндекс. Суть заключается в том, чтобы проставить на каждой странице пагинации тег link с атрибутом rel="canonical", который будет указывать на первую (основную) страницу.

Например, на сайте есть раздел с книгами site.ru/catalog/books/, соответственно на всех страницах пагинации этого раздела: site.ru/catalog/books/page-2/ и т.д., необходимо указать канонический адрес следующего вида:

Пагинация - 3.png

Поисковик всё ещё будет обходить неканонические страницы, но не будет добавлять их в индекс. При этом товары/услуги, которые находятся на неканонических страницах, будут известны поисковым роботам, а значит будут индексироваться.

Однако canonical это рекомендация. Для поискового робота данный атрибут является лишь рекомендацией от вебмастера. Это значит, что если каноническая и неканоническая страница схожи друг с другом, то неканоническая не попадёт в индекс, и наоборот, если отличаются, то неканоническая может попасть в индекс. В таком случае вам остаётся лишь следить за ошибками, которые фиксирует Яндекс Вебмастер и Google Search Console.

Оставить для индексации поисковыми системами

Не тривиальный метод суть которого заключается в том, чтобы оставить все страницы пагинации в индексе, при этом не преобразуя их в дубли. Данный подход выбирают исходя из сохранности ссылочных связей для товаров, а также во избежания выпада товаров/услуг из индекса.

Для реализации этого метода нужно соблюсти общие рекомендации, а также уникализировать мета тег Title и Description по шаблону:

  • title [H1 раздела/подраздела] — [номер страницы] страница /title
  • meta name="description" content="[Описание основной страницы] — [номер страницы] страница"
Пример для site.ru/catalog/books/:
  • title Книги — 35 страница /title
  • meta name="description" content="Книги для вас и ваших мам в Москве — 35 страница"
Мы не рекомендуем такую настройку т.к. это может привести к возникновению дублирующего контента и исправление ошибок приведет к ещё большей работе, и тратам для владельца сайта. Несмотря на то, что сторонники данного подхода указывают на плюсы в индексации, мы считаем, что любой сайт с хорошей структурой и наличием Sitemap.xml будет уверенно индексироваться без каких-либо проблем.

Закрыть от индексации поисковыми системами

Самый неудачный вариант, по нашему мнению. Суть заключается в том, чтобы совсем закрыть страницы пагинации от поискового робота. Это можно сделать с помощью директивы Disallow в robots.txt, а также при помощи .

При реализации метода есть риск плохой индексации товаров/услуг. Потому что поисковый робот не будет обходить страницы, которые запрещены, а значит карточки товара могут остаться без обхода и не попасть в индекс.

Закрывать пагинацию таким способом стоит, если вы заметили, что в индексе появилось большое количество дублей. В таком случае это избавит вас от ошибок, но не избавит от риска плохой индексации сайта.

“Показать ещё” и AJAX технология

Этот вариант подразумевает помимо обычной нумерации, дополнительно реализовать кнопку “Показать ещё”. При нажатии на кнопку пользователю будет показано ещё n-ое количество товаров/услуг.

К примеру такой способ использует магазин Леруа Мерлен и Я.Маркет.

Пагинация - 4.png

Пагинация - 5.png

Преимущества заключаются в юзабилити для пользователя (особенно с мобильных устройств). А также в скорости загрузки, ведь загружается не вся страница, а лишь блок с карточками товара.

Здесь же стоит отметить динамическую загрузку контента в разделе/подразделе. Единственное отличие этого способа от способа с кнопкой в том, что пользователь не нажимает кнопку “Показать ещё”, а ему сразу выдаётся блок с товарами.

Реализация потребует дополнительного бюджета, но этот вариант лучше всех остальных. При настройке необходимо тщательно проверять то, как поисковики воспринимают вашу работу с помощью Я.Вебмастер и Google Search Console.

Как реализована пагинация у лидеров ниш

Мы собрали небольшой список лидеров тех или иных ниш, чтобы показать, какие методы более популярны.

Сайт Параметр настройки
ozon.ru атрибут canonical
aliexpress.ru
атрибут canonical
wildberries.ru применение ajax технологии.
avito.r атрибут canonical
leroymerlin.ru применение ajax технологии.
lamoda.ru атрибут canonical
tradicia-k.ru атрибут canonical

Можно предположить, что самой предпочтительной стратегией является именно реализация атрибута canonical ссылающегося на первую страницу. Затем идёт AJAX технология.

В завершении

Пагинация облегчает навигацию пользователей, разбивает контент на части, тем самым увеличивает скорость загрузки страниц. Но неправильная настройка приведёт к возникновению дублей и плохой индексации страниц сайта. Поэтому так важно настроить всё сразу и правильно.

Если у вас небольшой бюджет или для вас это пока что не является первоочередной задачей, то мы рекомендуем использовать вариант с настройкой атрибута canonical. Но если есть возможность доработать сайт, то стоит задуматься над применением AJAX технологии.